На днях услышал от одного человека фразу, смысл которой сводится к тому, что сайты уже устарели, сейчас вся движуха происходит в Телеграме и в соцсетях. На сайт очень сложно привлечь аудиторию, она легко перетекает к конкурентам, а в соцсетях если на тебя подписались, то пока они сами не отпишутся, с ними можно работать. Что ж, мнение вполне интересное и имеющее право на жизнь.
Для всех ли это актуально? И так ли всё категорично?
Я считаю, что доля правды в этом утверждении есть. Для многих микробизнесов сайты по сути не нужны: достаточно аккаунта в соцсетях для полноценных продаж. Это в большей степени относится к бьюти сфере, фотографам и т.д. Многие локальные бизнесы теперь тоже не разрабатывают сайты, а ведут аккаунты в соцсетях. Если это решает их задачи — то отлично! Нет лишних затрат на разработку и поддержку.
Почему так произошло?
Первым серьезным звоночком стало бурное развитие конструкторов сайтов, которые предлагали быстрый и более-менее сносный результат. Мелкому бизнесу такой продукт оказался нужным, конструкторы отъели часть рынка у разработчиков, удешевив продукт для клиента.
Дальше соцсети стали развивать свои сервисы: появились и магазины, и возможность оставить заявку, что также помогло бизнесу упростить взаимодействие со своими клиентами: они стали буквально на расстоянии одного клика, а если смотреть по подписчикам, то они стали вообще постоянной аудиторией, для работы с которой достаточно отправить одно сообщение и все его сразу увидят. Здорово? Конечно!
Тут вы спросите, а зачем сейчас нужны тогда разработчики сайтов, что им делать в этом мире?
И я вам отвечу: спрос на разработку переформатировался в другой сегмент, сейчас уже мало запросов от микробизнесов, а сайты стали частью ИТ инфраструктуры компании, они обеспечивают не только решение вопросов получения заявок, но и взаимодействуют с клиентами, обеспечивают сервисные функции. А в направлении сервисных функций не будут развиваться ни соцсети, ни мессенджеры — это совершенно не их направление.
Еще огромный пласт работы для веб-разработчиков — различного рода автоматизации, но тут нужно иметь навыки бизнес-анализа, чтобы понимать, что именно нужно клиенту и какую задачу он хочет решить.
Кому все-таки нужен сайт в 2022 году?
Как я уже сказал, это более крупный бизнес, где есть какие-то зачатки автоматизации: начиная от банальных калькуляторов на сайтах и заканчивая сложнейшими схемами работы с клиентами и обеспечением технической поддержки.
И сейчас возникает разрыв непонимания между клиентами и разработчиками. Первые по прежнему уверены, что сайт можно собрать за пару дней, видя перед собой пример конструкторов, а вторые вынуждены обосновывать месяцы полноценной разработки, так как сервисные функции не могут быть реализованы на конструкторах.
Что будет дальше?
Давайте немного поразмышляем над будущим, несмотря на то, что сейчас вообще очень сложно давать прогнозы. На мой взгляд если не прилетит никакого черного лебедя, то развитие может быть примерно следующим: конструкторы начнут потихоньку внедрять сервисные функции и открывать API для обмена данными, и в итоге это сведется к тому, что фронтенд часть будет набрасываться на конструкторах, а бекэнд — писаться с помощью АПИ интерфейсов. Это даст легкость в управлении визуалом и обеспечит необходимые сервисные функции.
Поэтому неизбежно развитие так называемых headless cms, как место сбора и обработки разных данных, чтобы потом их распределять на разные площадки: сайт, соцсети, мессенджеры.
А может быть, история совершит очередной неожиданный поворот, и мы будем вынуждены заниматься выживанием в очень сложных условиях, и нам придется забыть о разработке и об интернете вообще. В такой фатальный сценарий верить не хочется, но сбрасывать со счетов его тоже нельзя.
Хочется закончится статью на позитивной ноте: у клиентов все равно останутся точки контакта с аудиторией, а у разработчиков — интересная работа и задачи. В конце-концов делать большие headless cms — еще то приключение!
Прокомментировать